Админские премудрости

За много лет работы в IT, я повидал сотни различных мудростей и хитрожопостей, придуманных админами для упрощения своей работы. Сегодня хочу рассказать про 10 моих самых любимых. Конечно, они могут показаться несколько примитивными и вообще само собой разумеющимися, но все равно это, как мне кажется, довольно важные и нужные вещи, которые лично я хотел бы знать сразу, когда только пришел работать в IT

  1. Если куда-то идешь по офису и не хочешь, чтобы тебя останавливали – возьми с собой сетевой кабель, проводную мышку или еще что-то мелкое, но заметное. В идеале – повесь это на плечо или шею. Потому что так, чаще всего, сразу понимают – админ занят срочным делом и останавливать его сейчас не стоит.
  2. Выучи OpenSource-аналоги некоторых систем, но не спеши внедрять сразу. Диски можно развернуть на самбе, телефонию – на астериске, почту – на постфиксе и т.д. Но, по возможности, юзай проприетарное ПО. И чем дороже – тем лучше. Так, в случае необходимости урезать бюджет, будет пространство для маневра.
  3. Если ваш IT-отдел небольшой (1-2 человека) – обложи рабочее место техническими штуками. Старые платы, паяльник, учебник по программированию, даже если его не читаешь, какие-то распечатанные или написанные от руки схемы и т.д. Конечно, по работе этого говна так и так накопится на столе, но все равно заведи несколько дежурных “железяк для фона”. Юзеры боятся сложных технических штук, а потому подходить к столу лишний раз не будут. Да и в любой момент можно прикинуться, что ты занят планированием/ремонтом и т.д.
  4. Если вы для пользователей собираете компы по запчастям, а не покупаете готовые сборки – не пихайте сразу лучший набор комплектухи. Сделайте минимально достаточный. Так у вас появится и запас комплектухи, если у юзера что-то вышло из строя, и есть пространство под апгрейды, и даже под взятки – чтобы наладить отношения с важным юзером, можно “из личных закромов и только для тебя” достать еще железяк типа оператвы или видюхи получше
  5. По возможности, садись спиной к стене. Уверяю, юзеру совсем необязательно знать, что у тебя на экране. Кроме того, если откинешься в кресле за мониторами и столом, есть шанс, что вошедшие тебя просто не заметят. А если потом спросят “где ты есть?!”, можно со спокойной совестью говорить, что ты был на месте, а юзер в глаза долбится.
  6. Автоматизируй все, что можно автоматизировать на работе. Даже если это потенциально не понадобится больше одного раза. Автоматизируй рутину. Пиши скрипты для cron, чтобы автоматически качать обновы. Пиши скрипты для автоматической отправки регулярных предупреждений. Пиши ботов для отправки сообщений разного типа – от модерации корпоративного чата до рассылки Zabbix. А еще своди разную инфу в дэшборды и базы данных. Этим ты освободишь себе кучу времени для развития или отдыха в будущем.
  7. Купи самую простую гейзерную кофеварку или самый простой электрический чайник. Мало того, что это сократит необходимость общаться с коллегами вне IT-отдела, так еще и ходить далеко за “топливом” не придется.
  8. Веди инвентаризацию всего, что выдаешь юзеру. Исключительно под подпись. В идеале – напиши простенькую программу или заведи базу данных (хотя бы на уровне таблицы эксель) под такую вот неформальную инвентаризацию. Это обеспечит тебе спокойствие при увольнении юзера. И всегда проверяй, как бухгалтерия приняла все компьютерное барахло на баланс, чтобы без твоей подписи никакое оборудование не попало на баланс. Если надо – выбивай это через кого угодно, вплоть до генерального директора. Потому как на моей прошлой работе до сих пор ищут инвентарную позицию “локальная сеть – 1 шт”. И только два человека знают, что это на самом деле – старый свитч. И оба больше не работают в той компании 🙂
  9. С помощью автоматизации формируй максимально доступное количество отчетов. Отчет по задачам, отчет по нагрузке сети, отчет по вирусной активности, отчет по спаму и почте, отчет по фильтрации трафика и т.д. Необязательно большие отчеты, достаточно 1-2 страниц по разным нюансам. Но это может офигенно тебе помочь в борьбе против “эффективного менеджера”, если такой появится. А такой появится рано или поздно. Тебе несложно, менеджеру приятно, все красиво, все оформлено, премия самому ответственному тебе.
  10. Помни: как бы плохо ты ни думал об интеллекте пользователя, на деле ситуация, чаще всего, окажется еще хуже. Поэтому тренируйся объяснять пользователям все так, будто они – умственно отсталые дикари из далекой Папуасии, которые вчера в первый раз не только компьютер, но и вообще цивилизацию увидели. Не ошибешься.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *